Виды и особенности горных лыж.

Что нужно знать при выборе горных лыж?

   Данная статья создана, с целью предоставить читателю информацию о видах горных лыж, и о том, какие факторы должны влиять на их выбор.

Виды горных лыж.

   Горные лыжи разделяются по уровню навыков на лыжи для новичков, лыжи для продвинутых, лыжи для экспертов и лыжи для спортсменов.
Горные лыжи для новичков – наиболее мягкие, отлично входят в повороты и прощают большинство ошибок. И конечно они наиболее недорогие.
Горные лыжи для спортсменов – самые жесткие, упругие, требуют хорошей физической подготовки и хорошего владения техникой. Но при этом дают незабываемые ощущения от скорости и устойчивости в поворотах. Этот вид лыж один из самых дорогих.
Горные лыжи для продвинутых и по техническим показателям и по цене находятся в середине списка.

   Существуют специальные модели горных лыж: спортивные юниорские лыжи, женские и детские лыжи. Лыжи также делятся по назначению: лыжи для любителей любого уровня (универсальные), лыжи для катания за пределами трассы (фрирайдные) и специализированные спортивные лыжи (для ски-кросса, для слалома, для лыжного фристайла).
Карвинговые лыжи (Carving) – вид горных лыж для катания на подготовительных трассах горнолыжных курортов. Они предназначены для катания глубокими дугами, короткими или широкими. Ширина средней части карвинговой лыжи обычно составляет 63-68 мм. Они имеют большую разницу между шириной носка, середины и задней части лыжи. Такая форма карвинговой лыжи позволяет легко входить в поворот, а также проходить весь склон на «кантах», не скользя всей плоскостью лыжи. Такая разновидность лыж отлично подходит для катания как на мягком, так и на твердом склоне. Карвинговые лыжи следует подбирать на десять – двадцать сантиметров меньше роста лыжника.
Фан-карвинг (Радикальный карвинг) — один из видов карвинговых лыж. Такие лыжи имеют более значительную разницу между шириной носка лыжи с серединой и задней частью. При использовании таких лыж горнолыжник почти ложится на склон на повороте, часто касаясь рукой склона.
Автокарв (Salomon) – такая конструкция лыж, которая облегчает вхождение в поворот. Такой эффект достигается путем применения глубоких боковых вырезов.

Фрирайд (Freeride) – вид лыж, предназначенных для вне трассового катания. Фрирайдовые лыжи способны проходить по рыхлому снегу, и устойчивы в различных «внедорожных» условиях; в силу своей универсальности их можно применять и на подготовленных склонах. Такие лыжи немного шире в средней части, нежели карвинговые — от восьмидесяти миллиметров и более. Их следует выбирать на пять сантиметров длиннее своего роста. Фрирайдовые лыжи требуют высокого уровня подготовки лыжника. Самые широкие из них предназначены для катания по глубокому снегу. Такие лыжи следует выбирать на десять сантиметров длиннее своего роста. Большинство фрирайдных лыж имеют конструкцию twin-type, которая характеризуется загнутым носками и пятками лыж. Дело в том, что фрирайдеры, как и представители направления new-school, используют при катании различные акробатические трюки. Загнутые задники нужны для езды задом, либо при приземлении задом.

Универсальные горные лыжи (All-Mountain, Allround)  - предназначены как для катания по подготовленным трассам, так и за пределами трассы. Ширина таких лыж обычно от 68 до 80 мм. Длину универсальных лыж нужно подбирать на десять сантиметров меньше роста лыжника.

Спортивные горные лыжи (Racing) – отличаются максимальной жесткостью, для хорошей управляемости на большой скорости. Такие лыжи обычно применяются на крупных спортивных трассах. Рейсинговые лыжи делятся на лыжи для слалома, для ски-кросса, для лыжного фристайла.
Лыжи для слалома – упругие лыжи с боковыми вырезами (7-15 мм). Имеют большую разницу между шириной носка и середины лыжи. Подбираются так же, как и карвинговые.
Лыжи для слалома-гиганта или для ски-кросса — жесткие лыжи, имеют боковые вырезы радиусом (17 — 21 м). Длинна таких лыж, должна быть равна росту лыжника, либо быть на десять сантиметров короче его роста.
Лыжи для фристайла (new-school)  – лыжи, которые используют для выполнения акробатических упражнений в специальных лыжных парках (прыжки с трамплинов, акробатика в пайпе, могульная трасса). Фристайловые лыжи имеют загнутые задники, которые помогают после прыжка приземлиться спиной вперед. Они также подходят для любительского катания на склонах.

Влияние характеристик лыж на их поведение.

  1. Более узкая лыжа позволяет комфортнее кататься на жестких, заледеневших склонах, более поворотливая, легкая, легче идет по бугристой, неровной трассе.
  2. Более широкая лыжа «не тонет» в глубоком снегу, более устойчивая.
  3. Ширина носка – чем шире носок, тем легче лыжнику выполнять поворот. Широкий носок используется для карвинга.
  4. Ширина талии – чем уже средняя часть лыжи, тем легче входить в повороты. Лыжи с широкой талией хорошо подходят для внетрассового покрытия.
  5. Ширина пятки - чем она больше, тем глубже дуга в конце поворота.
  6. Боковой вырез - чем больше глубина бокового выреза, тем меньше радиус дуг, которыми может ехать лыжник. Такой вырез особо нужен на слаломным и карвинговым лыжам.
  7. Мягкие лыжи лучше выбирать начинающим, поскольку они начинают правильно прогибаться на небольших скоростях, хорошо амортизируют неровности рельефа, прощают ошибки в технике. Такие лыжи лучше идут по рыхлому снегу.
  8. Жесткие лыжи более четко ведут дугу, лучше идут по твердым заледенелым склонам. С такими лыжами труднее входить в поворот. Требуют хорошей физической подготовки лыжника.
  9. Более длинные лыжи несколько устойчивее, лучше идут по целине, лучше идут на скорости. Лучше всего использовать на длинных трассах.
  10. Более короткие лыжи лучше поворачивают и проходят по неровным поверхностям. Такой вид лучше подходит для катания на подготовленных коротких трассах, так как можно успеть сделать больше поворотов.

Виды конструкций горных лыж.

  1. «Сэндвич» - несколько слоев материалов, наложенных один на другой. Каждый добавляет определенные качества. Обычно жесткости придает верхний и нижний слои, выполненные из прочных материалов.
  2. «Кэп» - роль ведущего слоя выполняет верхний, более прочный, к которому снизу крепятся остальные слои.
  3. «Короб» (Монокок) – широко применяется в наше время. Эта конструкция представляет собой середину лыжи, обернутую синтетическими материалами или металлической оболочкой. Такой вид конструкции позволяет лыже не скручиваться при нагрузке, быть устойчивее в повороте, мягко идти по дуге и легко проходить неровности рельефа. Середина лыжи обычно сделана из дерева или синтетических материалов.

   Важное место в характеристике лыж занимает гашение вибраций. На любом склоне всегда есть неровности, которые ударяют о лыжи и создают неприятные колебания. В это время носок и пятка не прилегают к склону, что влечет за собой потерю контакта с трассой и уменьшение управляемости. Именно этот показатель определяет поведение лыжи на средних и высоких скоростях: чем большее поглощение вибрации, тем лучше и точнее идет лыжа по дуге, тем лучше она будет держаться на леденистом склоне (кант по всей длине лыжи врезается в покрытие), тем стабильнее ведет себя лыжа на большой скорости.. Гашению вибраций уделяется внимание во всех спортивных и экспертных лыжах. В дешевых лыжах для новичков будет больше всего вибрации.

   Установка горнолыжных креплений. Большинство современных моделей поступают в продажу с креплениями. На некоторых лыжах есть площадки для креплений определенного типа. Но если такой площадки нет, то подойдут любые крепления для установки на шурупы. Крепления желательно устанавливать в специальных мастерских при магазинах, или же в сервисных центрах, где есть шаблоны для установки креплений различных производителей.

Современные производители горных лыж:

Head, K2, Rossignol, Atomic, Fischer, Elan, Blizzard, Volkl, Stokli, Nordica, Dynamic.